Культурологические концепции в истории литературы

Культурологические концепции в истории литературы

Главная Культурологическая теория Зигмунда Фрейда В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение. Этот теоретический принцип был применен З. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство вхождение в культуру и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков".

Семинары по культурологии - файл 2.

Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э.

Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о.

Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие — происхождение. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.

На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе.

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детским влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры.

Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией. Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература.

например, история теории культуры и культурологических учений [4]. Кроме того, страхов. Филос. культурология второй половины XIX в. [Текст].

Крузе Каждая цивилизация определяется совокупностью идей и политических институтов, условиями материальной и культурной жизни, производительными силами и общественными отношениями, всеми проявлениями религиозной, интеллектуальной и художественной деятельности. Как классификационная категория цивилизация включает культурные типы, которым присуща органическая гетерогенность и соответствующая ей сложная социальная структура.

Цивилизованные общества имеют характерную социальную стратификацию и структуру, культуре цивилизационного типа присуща соответствующая диверсификация. Органическая гетерогенность означает наличие функциональной дифференциации субкультур, как высокой, так и низкой, иерархически упорядоченной и обыденной, городской и деревенской, составляющих целостную культурную систему единой цивилизации.

С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству — тем уровням формирования общества, которые предшествовали цивилизации в ходе развития человечества. Критерии цивилизации Предпосылкой формирования цивилизации является достижение значительного уровня эффективности в производстве продуктов питания, при этом сельскохозяйственное производство повсюду является экономическим базисом цивилизации.

Вместе с тем развитие технологии, включающее в себя не только орудия труда и ремесел, но и, что еще более важно, управленческих навыков, функционально привязано к процессам формирования цивилизации. Поэтому возникновение цивилизации может рассматриваться как революция в соотношении влияния моральных и производственных факторов. Тем не менее аналитические критерии, по которым мы отличаем цивилизацию от стадии варварства, являются социальными, моральными и интеллектуальными.

В социальной сфере всем цивилизациям присущи:

Лекция 1. Теоретические концепции в культурологии

Каждый из этих культурно-исторических типов или цивилизаций имеет свою собственную историю, и поэтому нельзя говорить об общей мировой истории всего человечества в духе Г. Гегеля или позитивистской науки. Каждый из десяти типов имеет свою собственную древнюю историю, свое Средневековье и свое новое время, причем некоторые из цивилизаций уже завершили свой цикл, а другие находятся на разных стадиях развития.

Данилевский сформировал 5 законов исторического развития, вытекающих из идей циклизма:

Культурологические концепции двух изучаемых мыслителей органически .. Н.Н. страхов (Философская культурология второй половины 19 века).

Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания Онтология греч. Поскольку каждое понятие обобщает, можно сказать, что онтология учит о неизменном и вечном в изменяющемся мире вещей и явлений. А без глубокого осмысления проявлений культуры невозможна и выработка научного знания. Указать на отдельные формы культуры, непредвзято описать и систематизировать их — это лишь первая ступень в ее познании. Однако целью исследования является та подоснова, которая объединяет в единую целостность мозаику отдельных проявлений культуры.

Именно этому служит онтология культуры, то есть концепция ее бытия, понимание ее сущности. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении определенной культурно-философской теории, и как крушение некоего культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Гегель достраивал свою философию Абсолютного Духа снимающего в себе все противоречия , когда в Гер- мании,- а затем и во всей Европе развивалось движение романтизма.

5. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского

Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. В искусстве Ницше различает два начала: Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма. Сущностной характеристикой обоих начал является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Человек же в концепции Ф.

Философская концепция Кассирера впервые прямо совпала с предметом Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах.

Трудящееся население настолько поглощено своим необходимым трудом, что у него не остается времени для занятия искусством, наукой и т. Оценка буржуазно-капиталисти-ческого общества в. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. В первую очередь оградить работающих детей и подростков от разрушительного действия современной системы. Это может быть достигнуто лишь путем превращения общественного сознания в общественную силу Должна быть создана гуманная система воспитания, под которой мы понимаем три вещи: Энгельс 24 Свободное развитие физических и духовных способностей всех членов общества Психоаналитическая натуралистическая школа культурологии Психоанализ — в узком значении — разработанный З.

Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов психоанализа на сферу гуманитарных наук позволяет трактовать психоанализ как совокупность теоретических и прикладных идей фрейдизма и постфрейдизма, в том числе в их обращении к пониманию культуры, общества и человека, комплекса мировоззренческих и нравственных проблем.

Огромное влияние на развитие культурологической мысли ХХ столетия оказала психоаналитическая или натуралистическая теория культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов, этнологов, которые объясняли феномен культуры на основе психобиологической природы человека. Зигмунд Фрейд — автор многочисленных трудов, получивших мировую известность.

С по гг.

Основные направления, школы и концепции в культурологии

Ницше Учение Фридриха Ницше представляет собой яркий и динамичный процесс в истории развития философской мысли и культуры в целом. Он во многом предвидел и осмыслил основные события в социальной и духовной жизни прошедшего и грядущего столетия: Значительное влияние Ницше выходит за пределы философских учений, вдохновляя представителей художественной культуры, литературы, живописи, музыки и кинематографа, позволяя переосмыслить кризисные и поворотные моменты в развитии культуры.

Его творчество охватывает важнейшие аспекты культуры, искусства и философии.

концепции и направления в культурологии, важнейшие этапы развития сить таких его представителей, как Н. Я. Данилевский, Н. Н. страхов.

Культура и религия в философии З. Культура и религия в философии Фрейда 1. Роль культуры в развитии социальных отношений По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. Фрейд назвал их"культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.

Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества. Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика.

На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно- историческом развитии.

Культурологическая теория Зигмунда Фрейда

Настоящая лекция посвящена основным концепциям в области анализа и теории культуры. Эта тема является одной из фундаментальных в курсе культурологии, так как различные подходы в понимании природы и сути человеческой культуры являются субстанциональными при подготовке студентов. В лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Теория локальных цивилизаций О.

Н. Н. страхов отмечал, что еще «в г. материализм, социализм, нигилизм были Кажется естественным, что культурологическая концепция Н. Я.

Культура — основное понятие культурологии. Язык, символ, код, артефакты культуры. Модели культурного человека в эволюции культуры. Инкультурация и социализация современного культурного человека. Контрольные вопросы и задания. Важнейшей характеристикой культуры будет то, что, несомненно, культура — это общение. В связи с этим можно привести весьма меткое суждение немецкого философа М. Известно также выражение русского писателя М.

И в том, и в другом случае отмечена социальная роль культуры. Политическая культура, экономическая культура — тоже вполне правомерные понятия. Одно из определений культуры таково:

Современные мировые культурологические концепции. Л. 1. В разных странах разные науки о культуре.


Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, нажми здесь!